• Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
2699 посетителей вчера | RSS

Священник Бога Всевышнего, или Образ настоящего мужчины

  • 28.10.2016
  •  / 
  • Просмотров: 3376

Священник Бога Всевышнего, или Образ настоящего мужчины

Выражение «настоящий мужчина», как правило, сопровождается словом «должен», но вот окончание этой фразы каждый видит по-своему... Мнение каждого конкретного человека по этому поводу определяет множество факторов: возраст, пол, воспитание, мировоззрение и т.д. Я же предлагаю рассмотреть этот вопрос, взяв за основу образ… библейского священника.

«Возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх. 28:1) – с этих слов, сказанных Богом Моисею, началась история Израильского священства. В книге Исход Моисей скрупулезно описывает это служение – каждая деталь внешнего вида, поведения и ритуалов является выверенной и недвусмысленной. Последующие сотни лет практики, казалось, не оставили места никакому сомнению в том, каким должен быть священник. Однако примерно 900 лет спустя «Божий посланник» (таково значение имени Малахия) выносит вердикт Всевышнего, из которого следует: несмотря на столь длительное время, Израиль так и не понял сути и предназначения этого служения.

В Новом Завете понятие «священник» приобретает более широкое значение. «Устрояйте из себя (…) священство святое», – пишет апостол Петр, называя последователей Иисуса Христа «родом избранным, царственным священством» (1 Пет. 2:5,9). Таким образом, после смерти Сына Божьего призыв служить Творцу в публичном или частном порядке направлен к каждому верующему человеку, а не только лишь к ограниченному кругу представителей духовенства. Предлагаю исследовать принципы этого служения, отраженные пророком Малахией, чтобы не повторить ошибок Израильского священства.

Священник верен завету, в котором находится, и Богу, Которому служит

Я предвижу, что кто-то посчитает «чрезмерную» посвященность Богу излишней. Дескать, не обязательно быть Божьим священником. Можно продолжать называться христианином, сохранив в жизни множество целей и интересов, которые совершенно не связаны с верой в Бога. Обращаясь к таким людям, хотел бы заметить: осознанно или нет, но каждый человек в определенном смысле является священником того бога, которому служит. Об этом свидетельствуют его жизненные ценности и прио­ритеты, приносимые «жертвы» и многое другое. Мартин Лютер сформулировал это так: «то, к чему прилепляется ваше сердце и на что вы полагаетесь, в действительности и является вашим богом».

Впрочем, Малахия не уделяет значительного внимания иным богам, а скорее анализирует то, каким должен быть служитель Бога Всевышнего. В 4 коротких главах пророческой книги вырисовывается странная, если не сказать страшная, картина. Народ Божий и представляющие его священники показаны людьми вероломными и творящими разного рода мерзости. Они унижают Божью святыню, вместо того чтобы относиться к ней с почтением (2:11, здесь и далее – ссылки на книгу Малахии). В них непостижимым образом сочетаются две крайности. С одной стороны, они позорят имя Божье, а с другой – искренно недоумевают: «Как мы могли уничижить Его?» (1:6). Священнослужители открыто гневят Бога, при этом совершенно не понимая, почему Он прогневался (2:17), грешат и как ни в чем не бывало продолжают «стоять на страже», принося жертвы Господу Богу (2:12).

Анализируя состояние священства своего времени, пророк вскрывает глубокие духовные проб­лемы, обнажая их корень. В 11-м стихе 2-й главы мы читаем о том, что Израиль унизил святыню Гос­подню, женившись «на дочери чужого бога». Этот речевой оборот указывает на состояние, которое можно охарактеризовать как «духовное прелюбодеяние», или же «измена Богу». Это попытка совместить заповеди, полученные от Бога, и языческие стандарты окружающего мира.

Неверность Израиля завету началась еще со времени зарождения его как нации, с того самого момента, когда по настоянию народа Аароном был отлит золотой телец, а последовавшие за этим бесчинство и грех были замаскированы под «праздник Господу» (в оригинале – «праздник ЯХВЕ», Исх. 32:1-6). Саул, первый израильский царь, также в свое время планировал вознести всесожжение Господу, используя заклятый скот Амаликитян. 
А сколько раз в Ветхом Завете осуждается порочная практика жертвоприношений на высотах, где народ поклонялся чужим богам, нередко смешивая это со служением Богу своих отцов. Не случайно над такими священниками звучит грозный Божий суд. «Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения» (2:2), – говорит Господь.

Бог не приемлет измены – этот принцип характеризует суть всей книги пророка Малахии. Высокий Божий стандарт, изложенный в ней, не изменился и после прихода Иисуса Христа. Творец желает иметь отношения с теми, кто хранит целостность завета, другими словами – чтит Бога этого завета (1:6), воздает Ему достойную славу (2:2), держится истины и ходит в мире и правде (2:6). Такой человек осознает важность служения Богу (3:18, 3:13-14) и имеет правильное видение Бога, основанное на Его Слове (2:7-8). Верность, о которой много сказано в Писании, не является разовой реакцией на определенную щепетильную ситуацию, но скорее образом жизни посвященного человека. Мужчина, который верен, будет верен во всем – правильное отношение к завету постепенно заполняет всю его жизнь, подчиняя ее течение небесным законам. Он не боится потерять над собой контроль, а его близкие не живут в постоянном страхе будь то насилия или какого-либо греха (например, прелюбодеяния или пьянства). Семья такого мужчины будет крепкой, а дети – счастливыми.

Священник приносит добрые жертвы

Вопрос необходимости участия священника в жертвоприношениях никогда не стоял на повестке дня – это являлось неотъемлемой частью его служения. Проблемой порой становилось качество приносимых жертв, которые могли быть нечистыми, больными, слепыми, увечными или вовсе ворованными (1:7, 8, 13). Недостойная жертва уничижала значимость совершаемого действия и являлась прямым оскорблением Того, кому она предназначалась (1:9, 12, 14). Такие жертвы были противны Богу. Для людей, их приносивших, эти жертвы в лучшем случае становились пустой тратой времени. «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем», – говорил Господь, обращаясь к таким людям (1:10). В худшем же случае человек лишался милости Божьей и нес соответствующее наказание.

Служение Нового Завета больше не требует пролития крови животных, однако такое понятие, как «жертва», не потеряло своей актуальности. Апостол Петр, например, призывает «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). Среди прочих они включают жертву уст (прославление Бога) и жертву общительности (участие в жизни других христиан посредством общения). Это понятие также подразумевает особое посвящение человеком Богу своего времени, сил или финансов. Предполагается, что такие жертвы будут особенными, чистыми, прославляющими Божье имя и приятными Ему (1:11). Так же как и в Ветхом Завете, жертвенность сегодня не является неким исключительным событием, а скорее неотделимой частью жизни спасенного человека. Мужчина, искренно поверивший в Бога, не может оставаться эгоцентричным человеком, посвящающим жизнь реализации лишь собственных интересов и восполнению личных нужд. Помня о жертве Христа, он начнет посвящать свои время, силы, финансы, способности на служение своим ближним и своему Спасителю. Если человек не практикует этого, он вряд ли является Божь­им священником...

Владимир Сонич

Журнал "Благодать" №5 2016