• Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
2850 посетителей вчера | RSS

Молитва о хлебе насущном

  • 29.01.2016
  •  / 
  • Просмотров: 9529

Молитва о хлебе насущном

 
Однажды, оставшись с Иисусом наедине, ученики спросили Его о признаках последнего времени. Отвечая на этот вопрос, Иисус назвал ряд таких признаков. Один из них – войны и военные слухи. Наверное, каждый из присутствовавших тогда учеников в своих размышлениях не раз возвращался к этой беседе, пытаясь представить то время, о котором говорил Учитель. Но ни один из апостолов не мог даже вообразить того, что стало сегодня реальностью для учеников Христа в ХХ–ХХI веках. Я имею в виду масштабы современных войн, а также формы и способы ведения боевых действий. За относительно короткий по меркам истории период человечество пережило две разрушительные мировые войны, узнало о губительной силе атома, увидело множество локальных конфликтов, попеременно вспыхивающих в различных уголках Земли. Современный человек, которого сложно чем-то удивить,  вдруг начинает открывать для себя новые виды войн. СМИ сегодня повествуют о «молочных», «мясных» и других продуктовых сражениях. Они также показывают, как десятки и даже сотни  тонн пригодных к употреблению продуктов выбрасывают на свалки, жгут, давят бульдозерами. Многие наши современники стали невольными зрителями этой странной войны – одни наблюдают с непониманием, другие радуются, поддерживая решение сильных мира сего. И лишь некоторые возвышают свой голос, осуждая происходящее. Среди прочих хотелось бы упомянуть экс-председателя Российского Союза ЕХБ пастора Юрия Сипко, назвавшего происходящее «кощунством», «пределом безнравственности», своего рода «холокостом хлеба».  
 
Рассматривая фотографии, запечатлевшие уничтожение продуктов питания,  ловлю себя на мысли, что моему разуму не дает покоя один старый христианский псалом: «Хлеб насущный дай нам на сей день» – слышен вопль городов, деревень». Наблюдаемая картина и слова песни настолько противоположны по своей сути, что создают некий когнитивный диссонанс в моем разуме. Я задаю себе вопросы: есть ли еще необходимость просить о насущном хлебе при таком изобилии пищи? Насколько слова Господней молитвы о хлебе актуальны для нас сегодня?
Отправной точкой данного рассуждения хотелось бы сделать отношение к хлебу Того, Кто является непререкаемым авторитетом для каждого христианина. Господь отделяет хлеб от других произведений земли, показывая его значимость. К примеру, среди различных всесожжений, о которых говорится в Ветхом Завете (в своем абсолютном большинстве они основаны на пролитии крови животных), выделяется следующий тип жертвы – «приношение хлебное» (Лев. 2). Данное приношение состояло из хлеба или муки, елея, ладана, приправленное солью. Очевидно, что эта жертва была угодна Богу не менее, чем тук овнов. «Это жертва, благоухание, приятное Богу», – пишет Моисей (Лев. 2:2). 
Вышеупомянутый Юрий Сипко в своем резонансном заявлении обратил внимание на одну историю Нового Завета, которая отображает бережное отношение Иисуса к пище в целом и к хлебу в частности. Шестая глава Евангелия от Иоанна повествует о том, как Иисус умножил пять хлебов и две рыбки и посредством этого накормил множество людей. Удивляясь чуду, люди, читающие эту историю, редко обращают должное внимание на слова Иисуса, сказанные в отношении остатков пищи. «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало», – наставлял Он Своих учеников. Казалось бы, речь идет о пище, над которой никто не трудился. Более того, для большинства присутствующих это были ненужные пищевые отходы… И вдруг –  такое бережное отношение к ним Учителя! В этой же главе Иисус сравнивает Себя с хлебом, говоря: «Я хлеб живой, сшедший с небес» (Ин. 6:51). И этот же образ хлеба Спаситель оставил в качестве символа,  напоминающего верующему человеку о Его великой жертве. Таким образом, отнюдь не случайно в молитве, которую Господь оставил Своим последователям, содержится просьба о хлебе: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мтф. 6:11).  На первый взгляд, это очень простые слова, но, как и в каждом стихе этой молитвы, в них сокрыт глубокий смысл. Хотелось бы обратить внимание читателя на ряд уроков, которые можем извлечь, размышляя над данной фразой Священного Писания.  
Во-первых, это урок Божьей верности и любви. Господня молитва знакома большинству людей как молитва «Отче наш». Именно эта фраза является ключом к пониманию всего, что Сын Божий заложил в ней. Молитва не была задумана как помпезное обращение к Богу, это не религиозный штамп или акт литургии. Напротив, она отображает близкое общение с Творцом, являясь неким срезом взаимоотношений Отца и Его ребенка. 
Настоящие родители всегда верны своим детям, проявляют к последним нежную любовь и трепетную заботу. Обещание посылать насущный (т. е., согласно определению словаря Ожегова, «имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый») хлеб указывает на готовность Бога участвовать в удовлетворении основных потребностей человека. Он является Богом «вблизи» (Иер. 23:23), другими словами, Тем, Кто желает иметь личностные отношения с каждым из людей! 
Ценность хлеба – в его свежести. Слова молитвы подчеркивают стремление Бога вникать в наши вопросы постоянно – хлеб, который Он предлагает нам, никогда не будет черствым или заплесневелым. У Бога есть своевременный ответ на каждую жизненную ситуацию.
Во-вторых, это урок доверия человека Богу. Молитва о насущном хлебе – это молитва того, кто осознает свою полную зависимость от Бога. Известный писатель-христианин Родион Березов, современник и друг М. Горького, Б. Пастернака, С. Есенина, в рассказе «Кто сильней» повествует о двух нищих, просящих подаяние на городском мосту. Один из этих нищих каждый день кричал о том, что ожидает награду от царя. Другой же в простоте повторял: «Нет Божьим милостям конца, коль уповаешь на Творца». Однажды царь услышал их слова и решил помочь тому человеку, который надеялся на него. Он послал ему в дар хлеб с большим бриллиантом, запеченным внутри. Однако этот дар был выброшен нищим с презрением: «Так много хлеба набралось, хоть рыбам в эту речку брось». Другой нищий, надеявшийся на Творца, с благодарностью поднял этот хлеб. Обнаружив бриллиант, «он в город поспешил тогда, здесь больше не был никогда». 
Этот аллегорический рассказ ставит читателя перед выбором – доверять Богу или полагаться на что-то другое: свои силы, деньги, чью-либо протекцию и т. п. Верующий человек понимает, что доверие Богу в повседневной жизни не означает, что можно быть бездельником, ожидающим, что насущный хлеб в буквальном смысле упадет с неба. Такой человек трудится, зарабатывает себе на пропитание и в то же самое время видит во всем этом Божье содействие.  
Таким образом, слова молитвы, произносимые ежедневно, являются своеобразной прививкой против надменности и самодовольства, которые формируют в сердце человека следующее мнение: «Я всего в жизни добился сам!» или «Я стал тем, кем сейчас являюсь, только благодаря своему уму, трудолюбию и предприимчивости!» Человека, занимающего подобную позицию, Бог называет безумцем (Лук. 12:16-21), сравнивает с неверной женой, которая насыщалась благодаря своему мужу и «не знала она, что Я, Я давал ей хлеб» (Ос. 2:8). Не случайно праведный Иов однажды задался вопросом: «И целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего» (Иов. 31:27-28). Иов был очень богатым человеком, но, несмотря на это, он не кичился своим положением или способностями, осознавая: все, что у него есть, – это дар от Бога. Если бы Иов жил во времена Нового Завета, он, скорее всего, полюбил бы Господню молитву. Эта молитва универсальна – она не предназначена только для бедного или богатого, не произносится только во время голода или изобилия. Господня молитва – это выражение жизненной позиции верного человека, позволившего Богу занять в своей жизни главенствующую позицию. Именно поэтому такая молитва всегда актуальна – ее суть не меняется в зависимости от обстоятельств, социального статуса человека, его образования или уровня материального благосостояния. 
Следующий урок, напрямую связанный с предыдущим, – это урок благодарности. Молящийся человек учится не только просить о чем-то, но и выражать свою признательность Богу. Сам Иисус Христос оставил пример для нас, когда во время последней вечери Он взял «хлеб и благодарив, преломил» (Лук. 22:19). Иисус знал о грядущей смерти и понимал, что принимаемый хлеб является для Него последним, но тем не менее нашел искренние слова благодарности.  Признательность Творцу за пищу – это не единовременная акция, но неизменное состояние сердца христианина. Своего рода кульминацией такой признательности является праздник благодарения за плоды земли, который Церковь Христова соблюдает в соответствии с Господним повелением: «Наблюдай и праздник жатвы» (Исх. 23:16). В этот осенний день возносятся особые молитвы хвалы Богу за все материальные блага, которые Он посылает. 
Впрочем, заявить, что благодарность выражается только лишь в словах, было бы неверно. Бережное отношение к Божьим дарам – еще одно ее проявление. Подобное отношение не следует путать с идолопоклонством – насущный хлеб не становится предметом поклонения. Напротив, отмечая праздник жатвы, верующий человек показывает, что он дорожит Божьим даром, и тем самым выражает свое почтение Тому, Кто послал ему пропитание. 
Последним и, пожалуй, самым важным, на мой взгляд, является урок праведности. Посылая насущный хлеб человеку, Господь не делает такое даяние самоцелью. В противном случае это означало бы, что люди насыщаются только для того, чтобы однажды погибнуть. Ежедневная необходимость иметь на своем столе физический хлеб глубоко символична и указывает на постоянную потребность в хлебе духовном. Не случайно апостол Павел, сравнивая эти две стороны жизни христианина, пишет следующее: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст изобилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2 Кор. 9:10). Известный христианский псалом вторит этим словам: «Иисус говорит: «Я – хлеб». Значит, жизни без Бога нету. Без Него душа, как склеп, и мертва без Него планета». 
Священное Писание не отрицает, что насущный хлеб является одной из основных потребностей человека, но в то же самое время, правильно расставляя акценты, показывает: хлеб духовный является большей ценностью, нежели хлеб физический. Иисус, будучи искушаем в пустыне, сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мтф. 4:4). Эти слова были произнесены в последние дни сорокадневного поста и стали триумфальным провозглашением величия Божьего Слова. Не случайно пост в жизни христианина является весьма сильным оружием. Постящийся человек как бы заявляет: «Насущная пища очень значима для меня, но я готов отказаться от нее на время, смиряя себя и стремясь угодить Богу».  Идею богоискания можно увидеть в хронологии молитвы «Отче наш». Молящийся постепенно проходит через размышление о важности святить имя Господне, ожидание пришествия Царствия Божия, поиск воли Божьей и только после этого обращает внимание на свои повседневные нужды. Таким образом, Иисус хотел показать Своим ученикам, что тот, кто осознает нужду в хлебе духовном, может рассчитывать и на восполнение Богом своих физических потребностей. Этот же принцип можно увидеть в одном из псалмов Давида: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). В словах псалмопевца звучит твердая уверенность в том, что Бог позаботится не только о праведнике, но и о его потомках… 
Подводя итог, хотелось бы заметить: лишь малая часть важных принципов, содержащихся в словах молитвы Господней, была озвучена выше. Еще много можно написать, размышляя о ее сути. Дорогой читатель, проси у Бога мудрости, и Он тебе непременно поможет найти еще немало духовных истин, сокрытых в этих одновременно и простых, и емких словах: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день…»
 
Владимир Сонич, Минск