• Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
2470 посетителей вчера | RSS

Апостол Реформации: Микалай Радзивил Черный

  • 19.03.2015
  •  / 
  • Просмотров: 4458

Апостол Реформации: Микалай Радзивил Черный

Микалай Радзивил Черный родился в Несвиже 4 февраля 1515 года. Рано оставшись без отца, он вместе с младшим братом Яном и сестрой Анной был взят на воспитание на королевский двор в Краков. В Кракове молодой магнат учился в университете, а также приобретал знания, необходимые для государственного деятеля, наблюдая за политической жизнью польской столицы.

Прозвище «Черный» Микалай Радзивил получил чуть позже из-за цвета своей бороды, чем отличался от своего двоюродного брата, великого гетмана литовского Микалая Радзивила Рыжего.

В 1545 году тридцатилетний Микалай Радзивил стал великим маршалком (самая главная после канцлера должность в Великом Княжестве). В 1549 году он занял пост трокского воеводы, через два года стал канцлером Великого Княжества Литовского, а еще через год получил виленское воеводство (самую главную воеводскую должность в стране).

Реформация, которой жила Европа XVI века, не могла оставить равнодушным Микалая Радзивила. Впервые он столкнулся с идеями обновления христианства во время учебы, когда выезжал в Германию для завершения своего образования. Возвратившись в Вильню, молодой магнат познакомился с виленскими лютеранами.

В это время он близко познакомился с Авраамом Кульвой, пламенные проповеди которого вызывали у молодого Радзивила восхищение верой и убежденностью этого человека. Когда в 1542 году Кульва, спасаясь от преследований, уехал в Кенигсберг, где стал профессором тамошнего университета, Микалай Радзивил взял на себя заботу о больной матери одного из первых проповедников Реформации в Вильне.

В 1551 году неожиданно умирает двоюродная сестра Микалая Радзивила королева Барбара. Спустя несколько месяцев отходит в вечность младший брат Ян. Смерь близких людей всегда заставляет человека задуматься о смысле жизни. Микалай Радзивил остановился в своей деятельности. «Человек - как трава, и вся слава его - как цвет травы, засохла трава, и цвет опал; но Слово Бога пребывает вечно», - пришли на память слова из Библии, которая с новой силой начала притягивать к себе князя Микалая.

В поисках ответа на свои вопросы Микалай Радзивил Черный обратился к книгам, хранившимся в великокняжеской библиотеке, среди которых была роскошная Библия в переводе Лютера с его собственным посвящением Жигимонту Августу; комментарий Кальвина к Посланиям апостола Павла, посвященный великому князю литовскому; множество евангельской литературы, особенно той, которая печаталась в Кенигсберге. Князя Микалая глубоко взволновало пламенное «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации» Лютера, побудили серьезно задуматься «Христианское воспитание» Кальвина и другие работы отцов Реформации.

Весной 1553 года Микалай Черный с посольством отправился к императору Фердинанду. Проезжая Германию - колыбель Реформации, виленский воевода смотрел на нее другими глазами. Он и раньше бывал в этих местах, но теперь, видя обновленную немецкую церковь, Микалай Радзивил окончательно определил свою позицию как евангельского христианина.

Возвратившись в Вильню, канцлер Великого Княжества Литовского, виленский воевода князь Микалай Радзивил Черный публично объявил, что он исповедует евангельскую веру, свободную от всякого идолопоклонства, и что основывает кальвинистскую церковь в своем дворце на Лукишках, приглашая туда всех, кто желает исповедовать истинную веру Христову.

Виленского воеводу глубоко тронули работы Жана Кальвина, его видение христианской жизни как служения всемогущему Богу, разумение, что каждый человек пришел в этот мир не случайно, а чтобы исполнить свое предназначение. Князь Микалай нашел у женевского реформатора ответы на многочисленные вопросы как личные, так и те, что волновали его как одного из руководителей государства.

В том же году Микалай Радзивил Черный издал на свои деньги в Бресте катехизис христианской веры для простого народа. Одновременно во всех своих огромных владениях он открывает новые церкви, или, как их тогда называли, зборы, где собирались горожане и шляхта слушать проповедь Слова Божьего. Виленский воевода не жалел ни сил, ни средств, чтобы распространить веру в живого Бога по всему Великому Княжеству. Он мечтал о том, чтобы сделать кальвинизм господствующим вероисповеданием в нашей стране.

Через несколько лет в предисловии к книге «Учение об истинном и ложном покаянии», обращаясь к Микалаю Черному, Лаврентий Дискордия писал:

«Ибо это очевидно для каждого, и не только в Княжестве Литовском, что как только Господь Бог в Своем милосердии Свое Слово и истинное учение перед глазами этого мира показал и объявил, сразу же Ваша княжеская милость раньше всех остальных Слово Божье и истинное Его поклонение через Духа Святого возлюбил и крепко ухватился, и не только сам, но, как истинный апостол или второй Корнилий, привел к этому многих... И теперь каждый явно видит и слышит, что почти все именитые дома в Княжестве Литовском, и в Жамойти, и на Руси, глядя на Ваш пример и напоминаниями Вашей княжеской милости, часто слушая Слово Божье от своих проповедников, пришли и сегодня продолжают приходить, по воле и милосердию Божьему, к познанию Слова Его».

Князь Микалай вел постоянную переписку с немецкими и швейцарскими реформаторами: Кальвином, Булингером, Вольфом, Меланхтоном, и советовался с ними по многочисленным практическим и богословским вопросам.

В 1556 году вся Европа читала ответ Микалая Радзивила Черного на открытое письмо папского нунция (посла) в Польше Алоиза Липпомано. В январе этого года нунций в своем письме обвинил виленского воеводу в содействии вероотступничеству и раскритиковал его взгляды, призвав вернуться в лоно католической церкви. Ответ Микалая Черного, написанный на латыни и изданный в Кенигсберге в октябре того же года, стал своеобразной декларацией белорусской Реформации.

Виленский воевода фактически первым среди реформационных деятелей Великого Княжества сформулировал доктрину евангельских церквей в стране.

Прежде всего Микалай Черный опроверг концепцию повсеместности власти папы римского: «Мы целиком согласны с тем, что царство Христово должно быть, в соответствии со Священным Писанием, распространено по всей земле, от моря и до моря, от всех рек и до окраин мира. Но это царство вовсе не таково, как империя Кира, или Александра, или Цезаря Августа, которые славились своими несметными богатствами. Царство Христово - это духовное единство людей, где нет богатств. Сам Христос говорил: Царство Мое - не от мира сего».

Далее виленский воевода высказал программу своих действий с целью реформы церкви: «Основывая в моих владениях и там, где простирается моя власть, зборы и алтари новой веры, я делаю это для возвращения истинной веры Христовой, свободной от папских выдумок и идолопоклонства. Я сбросил с алтарей богов, оправленных в золото и серебро и закрытых в ящиках, достойных всяческого презрения, которых вы, как язычники, почитали...

Наши проповедники хорошо знают истинное учение Христово и проповедуют не каноны и декреты, а слово вечно живого Господа Бога... Книги, которые я сам читаю и другим читать советую, открывают людям чистое Евангелие. Некоторые из этих книг я за свои деньги печатал и печатать буду...

Найсвятейшее и найдостойнейшее таинство Тела и Крови Господа моего Иисуса Христа, установленное Им Самим и через спасенных людей нам переданное, почиталось в церкви Христовой с давних времен. Его святость и для нас превыше всего, и нет никакого идолопоклонства, если оно совершается искренне и в порядке.

Господи Боже, сделай так, чтобы мы, отбросив все нелепые выдумки, обратились наконец к служению, что было принято апостолами и существовало в греческой церкви во время Златоуста и Василия, а в латинской - во времена Амвросия, Иеронима и Августина».

Отдельно князь-реформатор остановился на вопросе о языке в служении церкви: «Я так считаю, что все люди, вознося славу, молитвы и благодарение Господу Богу за Его благословения, должны совершать это с чистыми мыслями и искренним сердцем. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто это делает, обязательно знал язык и постигал смысл сказанного.

Если же богослужение идет на латыни, греческом или каком другом, непонятном простому человеку языке, то он и рад был бы искренне молиться Господу Богу и славить Его, вкладывая в это свое сердце и разум, но, к сожалению, не может понять ни смысла своих слов, ни сути своих поступков. Именно по этой причине я так считаю: на каком языке каждый народ способен постигать тайны Слова Божьего, на том языке нужно проводить святые церковные служения».

Для укоренения идей Реформации в Великом Княжестве Микалай Радзивил Черный начал повсеместно организовывать евангельские церкви. Вслед за Брестом и Вильней кальвинистские зборы возникают в Несвиже, Клецке, Ивье, Койданове, Орше. Остальные магнаты действовали по примеру виленского воеводы. Князья Пронские основали збор в Ишколди, Кишки - в Венгрове, Дорогостайские - в Ошмянах, и так во многих городах и местечках по всей Беларуси.

Деятельность пасторов не ограничивалась только лишь проповедью и проведением служений. Микалай Черный желал, чтобы христиане стали авангардом нации, поэтому большое внимание придавал образованию. Благодаря его усилиям при каждом зборе были открыты начальные школы, в которых молодые люди учились чтению и письму, а также основам христианской веры. Практически вся будущая элита Великого Княжества, те люди, которые определяли жизнь страны до начала XVII века, учились именно в таких школах.

Кальвинистские школы, принципиально отличаясь своей системой образования, давали значительно лучшее образование, чем католические школы того же времени, и этим также содействовали быстрому распространению Реформации. Виленская школа, основанная Микалаем Радзивилом Черным одновременно со збором, в конце XVI века претендовала на статус академии, но из-за сильного противодействия католической иерархии и короля Жигимонта Вазы этот проект не удалось осуществить.

Один из ключевых деятелей реформаторского движения в Великом Княжестве князь Микалай Радзивил отлично понимал необходимость книгоиздательской деятельности для успеха Реформации в стране. Он видел, как именно благодаря печатному слову идеи Лютера и Кальвина стали известны всей Европе и серьезно повлияли на жизнь народов. Поэтому почти одновременно со збором в Брестском замке воевода основал типографию, в которой за свои деньги издавал различную евангельскую продукцию: катехизисы, песенники, учебники, полемические произведения, комментарии к Библии.

Микалай Радзивил Черный осуществил грандиозный издательский проект - перевод и издание Библии на польском языке. Виленский воевода пригласил к себе известных ученых христиан, знающих еврейский и греческий языки, и поручил им перевод всей Библии с языков оригинала: Ветхого Завета - с еврейского, а Нового Завета - с греческого.

До конца 1562 года работа над рукописью перевода была закончена, и 4 сентября 1563 года из брестской типографии Радзивила Черного вышли первые экземпляры роскошно изданной Радзивиловской, или Брестской Библии с собственным предисловием князя-реформатора. На это издание Микалай Черный пожертвовал огромную сумму - 10 тысяч дукатов - годовой доход всех своих владений.

Микалай Радзивил Черный и его единомышленники среди политической элиты Великого Княжества действовали с большим посвящением и жертвенностью. На свои деньги они основывали евангельские церкви, строили зборы, где могли собираться верующие, приглашали пасторов и проповедников, для обучения правдам веры, открывали школы, в которых могла учиться молодежь из различных слоев общества, основывали типографии.

Благодаря их усилиям переводились книги Священного Писания, писались полемические и познавательные книги, которые распространяли в обществе идеи Реформации, печатались учебники для школ и катехизисы евангельской веры. Пример начинателей реформаторского движения вдохновлял других реформаторов, и Великое Княжество Литовское буквально на глазах становилось евангельской страной.

Стремительное развитие Реформации в Великом Княжестве позволило уже в 1557 году провести под председательством Микалая Радзивила Черного первый синод (собрание сеньоров и министров зборов) евангельско-реформированного Объединения, как называли себя сторонники кальвинизма в Великом Княжестве.

На этом синоде был избран первый суперинтендант (ответственный) белорусских зборов - Сымон Зак. Вскоре дальнейший рост числа евангельских церквей в стране вынудил евангельско-реформированное Объединение разделиться на два, а позднее - на шесть дистриктов (регионов), каждый из которых возглавлял свой суперинтендант. Ежегодно делегаты от каждого дистрикта съезжались в Вильню на общее собрание.

В 1556 году под руководством князя начала работать специальная комиссия по подготовке государственной реформы ведения хозяйства. Вместе с ним работали писарь Великого Княжества Астафей Волович и Петр Хвальчевский. Комиссия подготовила «Уставу на валоки», оглашенную Жигимонтом Августом осенью 1557 года. Этот закон на долгие годы определил принципы распоряжения землей в Великом Княжестве Литовском.

Новая система хозяйствования дала возможность увеличить урожаи зерна настолько, что рожь и ячмень стали вывозить на продажу за границу. Ликвидация крестьянской общины позволила развивать промышленность, особенно связанную с обработкой древесины, потому что часть крестьян вместо работы на земле стала заниматься ремеслами.

Тревожные военные события 1563 и следующего 1564 года подорвали здоровье виленского воеводы Микалая Радзивила Черного. Он чувствовал приближение смерти и поэтому торопился. Все меньше занимался политикой, а все свое время посвящал тому, чтобы укрепить евангельскую церковь в стране.

В апреле 1565 года князь Микалай тяжело заболел. 27 мая он позвал к себе своего старшего сына и просил его твердо держаться евангельской веры, заботиться о зборах и проповедниках. Затем позвал писаря и начал диктовать завещание.

В своей последней воле виленский воевода снова и снова вспоминал о нуждах евангельских церквей: «А на тот костел, где тело мое похоронено будет, и на школу отписываю все Библии, накладом моем напечатанные в Бересте». На следующий день Микалай Радзивил Черный, патриот и реформатор, некоронованный король Литвы, лидер евангельского движения в Великом Княжестве Литовском, умер.

По материалам книги С. Акинчица «Золотой век Беларуси»

Источник: www.forumeast.eu